УДК 373.3:004.9
Я. А. Кайгородцев, Т. Н. Кайгордцева, Я. С. Фурсова
A. Kajgorodcev, T. N. Kajgorodceva, Y. S. Fursova
Кайгородцев Ярослав Александрович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Гимназия № 24, Междуреченский городской округ.
Кайгородцева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 24, Междуреченский городской округ.
Фурсова Яна Сергеевна, заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ Гимназия № 24, Междуреченский городской округ.
Yaroslav Alexandrovich Kajgorodcev, deputy director on educational work, Tatyana Nikolaevna Kajgorodceva, elementary school teacher, Yana Sergeevna Fursova, deputy director on teaching and methodological work of MBOU Gymnasium № 24, Mezhdurechensky urban okrug.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТЕРРА ЭКСПЕРИМЕНТАРИУС» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
THE USE OF THE EDUCATIONAL PROJECT «TERRA EXPERIMENTARIUM» FOR THE DEVELOPMENT OF THE RESEARCH CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Аннотация. В статье представлен опыт реализации образовательного проекта «Терра экспериментариус» при организации исследовательской деятельности младших школьников города Междуреченска. Проект разработан и реализуется авторским коллективом учителей МБОУ Гимназия № 24 с использованием ресурсов специально созданного сайта «Городская исследовательская площадка «Терра экспериментариус». Сайт является информационно-организационным центром проекта, формирует городское открытое образовательное пространство в направлении исследовательской деятельности младших школьников и постепенно становится местом демонстрации успешности обучающихся.
Annotation. The article presents the experience of implementing the educational project «Terra experimentarium» in the organization research activity of younger schoolchildren of Mezhdurechensk town. The project was developed and implemented by a team of teachers of MBOU Gymnasium № 24, using resources of specially created website «Urban study area «Terra experimentarium». The website is the organizer of the project, it forms the town open educational space in the direction of the research activities for younger students and gradually becomes a place for demonstration student’s success.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, школьники начальных классов, исследовательская площадка, информационно-коммуникационные технологии, технологическая карта исследования.
Keywords: research, elementary school students, research area, information and communication technologies, routing studies.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в начальных классах осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности» [1].
Участие ребенка начальных классов в исследовательской деятельности является одним из способов освоения обучающимся метапредметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий способствует увеличению количества обучающихся вовлеченных в исследовательскую деятельность.
Авторским коллективом МБОУ Гимназия № 24 разработан образовательный проект «Терра экспериментариус», реализация которого способствует развитию исследовательской культуры школьников начальных классов (3–4 класс). На базе гимназии, в рамках реализации проекта, создана городская исследовательская площадка «Терра экспериментариус» с очными и заочными мероприятиями.
Деятельность «Терра экспериментариус» сопровождается специально созданным сайтом (адрес: http://terra.pokori.net). Благодаря данному ресурсу площадка приобретает открытость, позволяет участникам обмениваться опытом, а родители школьников имеют возможность быть активными помощниками в исследовательской работе своих детей.
Образовательный проект «Терра экспериментариус» признан лучшим по итогам городского конкурса главы Междуреченска в 2016 году и получил финансовую поддержку. Предложенный гимназией проект организации исследовательской деятельности позволяет:
- увеличить количество участников исследовательской деятельности среди учеников начальных классов;
- сформировать банк примерных тем исследования, методик проведения исследования, способов анализа и представления результатов исследования на специально разработанном сайте;
- обучающимся поэтапно набираться опыта в проведении исследовательских работ, в том числе, через участие в работе очных исследовательских лабораторий на базе МБОУ Гимназия № 24;
- предложить карты поэтапного выполнения исследовательских работ для родителей со своими детьми;
- создать дополнительные места для предъявления готовых исследовательских работ ученикам начальных классов в очной и заочной форме;
- ознакомиться с образцами лучших исследовательских работ своих сверстников.
Городская исследовательская площадка «Терра экспериментариус» реализуется через деятельность специально созданного сайта и через проведение мероприятий для школьников, педагогов по развитию и формированию исследовательской культуры обучающихся начальных классов.
Сайт площадки «Терра экспериментариус» необходим для организации дистанционного сопровождения ведения исследовательской деятельности школьников и включает в себя:
- Банк методик проведения исследований, анализа и сравнения, представляет собой отдельный раздел сайта, на котором размещаются фото-, видео- и текстовые описания работ, необходимых для достижения предполагаемого результата, инструкции по технике безопасности.
- Примеры лучших исследовательских работ, успешно защищенных на НПК муниципальном и региональном уровнях, включающих саму работу, текст доклада-выступления и/или тезисы работы, фотографии проводимого исследования, иллюстративного материала, предоставленного членам жюри и участникам конференций, ссылки на возможные публикации в СМИ и на сайтах.
- Конкурс исследовательских работ, по заранее разработанным технологическим картам, предлагает родителям и обучающимся создать небольшое исследование.
На сайте «Терра экспериментариус» представлены: технологические карты для проведения исследовательских работ, результаты исследований (в виде презентаций и фотографии этапов и результатов исследования), итоги конкурсов исследовательских работ. В открытом доступе представлены три авторские технологические карты по темам: «Свойства и виды бумаги», «Свойства воды», «Почему самолёты летают».
Школьники, работая с технологическими картами, знакомятся со структурой исследования, учатся определять цель и задачи, различать понятия объекта и предмета исследования, формулировать выводы по результатам экспериментов или опытов.
Результат экспериментов предоставляется в презентации с фотографиями. Технологическая карта содержит образцы описания полученных результатов.
Постепенное усложнение содержания технологических карт происходит за счет уменьшения описания разных этапов работы, а выводы по результатам каждого опыта или эксперимента предлагается сделать участникам «Терра экспериментариус» самим, без наводящих вопросов. В идеале они самостоятельно определяют объект и предмет исследования. Таким образом, технологические карты выступают показателем-маркером готовности школьников к исследовательской деятельности. С помощью технологических карт и по результатам исследования можно проверить, в какой мере учащиеся освоили структуру, могут самостоятельно проводить исследовательскую деятельность.
- Банк примерных тем для исследовательских работ учеников начальной школы по различным предметным направлениям позволит любому участнику интернет-площадки «Терра экспериментариус» подобрать тему исследовательской работы в интересуемом направлении или сформулировать аналогичную под свои задачи.
В рамках работы площадки «Терра экспериментариус» организованы и проводятся очные мероприятия для учеников, родителей и педагогов. На базе МБОУ Гимназия № 24 проводятся детские лаборатории для обучающихся 3–4 классов по исследовательской деятельности в различных предметных направлениях. На этих секциях обучающиеся и, по желанию, их родители (законные представители) не только смотрят, как работать по методикам, но «здесь и сейчас» проводят исследования.
Новизна образовательного проекта «Терра экспериментариус» заключается в использовании ИКТ для создания открытого образовательного пространства на уровне города с целью развития исследовательской культуры младших школьников. С помощью технологических карт, выставляемых на сайте «Городская исследовательская площадка «Терра экспериментариус», школьники самостоятельно или помощью взрослых (родителей и/или законных представителей, педагогов) по заданной теме (единой для всех участников) проводят исследования, оформляют в соответствии с требованиями, фотографируют полученные результаты и пересылают электронной почтой организаторам проекта. Жюри изучает полученные материалы конкурсантов и публикует результаты на сайте. Награждение проходит на очных мероприятиях.
Ресурсы сайта образовательного проекта «Терра экспериментариус» позволяют консолидировать усилия всех участников образовательных отношений: учеников начальных классов, их родителей (и/или их законных представителей) и педагогов в организации грамотной, а главное, увлекательной исследовательской деятельности младших школьников.
Реализация мероприятий образовательного проекта «Терра экспериментариус» позволяет увеличить число участников исследовательской деятельности среди младших школьников, формировать их исследовательскую культуру и создать единое образовательное пространство города в направлении исследовательской деятельности.
Список литературы
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/197127/#ixzz4fuNwzGmA (дата обращения 16.12.2017).
© Кайгородцев Я. А., Кайгордцева Т. Н., Фурсова Я. С., 2018