УДК [373.5.016:51]:371.385
И. М. Чеботарева
I. M. Chebotareva
Чеботарева Ирина Михайловна, учитель математики Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Копёнкинская средняя общеобразовательная школа» Россошанского муниципального района Воронежской области.
Chebotareva Irina Mikhailovna, teacher of mathematics at the Municipal Public Educational Establishment «Kopyonkino Secondary School» of the Rossoshansky Municipal District, Voronezh Region.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ORGANIZATION OF PROJECT RESEARCH ACTIVITY AS ONE OF THE WAYS OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE CHILD
Аннотация. Тема, затронутая в статье, раскрывает способы организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в основной школе. Рассмотрены формы и этапы работы над проектом.
Annotation. The topic touched upon in the article reveals the ways of organizing design and research activities in the lessons of mathematics in the main school. The forms and stages of work on the project are considered.
Ключевые слова: мини-проекты, исследовательские проекты, внеурочная деятельность, личностный рост ребёнка.
Keywords: mini-projects, research projects, after-hours activity, personal growth of a child.
В настоящее время в системе образования произошли глобальные изменения-переход на ФГОС, которые потребовали переоценки собственных взглядов на преподавания предмета, поиску новых технологий и ценностей. Поэтому перед каждым учителем возникает проблема: как создать необходимые условия для развития личности ребёнка и формирование его активной жизненной позиции. Организация проектно-исследовательской деятельности направлена именно на развитие творческого потенциала и способностей каждого ребёнка, самореализации [1]. Однако применение в своей практике технологии проектно-исследовательской деятельности вызывает некоторые трудности: учащиеся 5 классов порой имеют небольшое представление о видах проектов, разнообразии методов исследований и представления полученной информации. Свою работу веду в двух направлениях: создание мини-проектов в учебное время и полноценных проектов – во внеурочной деятельности.
Работу по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начинаю в пятых классах, основываясь на системе организации проектной деятельности разработанной под руководством С. Г. Щербакова [1], преобразовывая в соответствии с требованиями ФГОС.
1.Знакомство с типами творческих работ и их структурой:
Исследовательские работы (от проблемы и гипотезы до обоснования результата);
Проектно-исследовательские (от проблемы и гипотезы до практического применения полученного результата).
2.Практическое рассмотрения готовых проектов и их анализ по критериям (соответствие структуре проекта, значимость результата работы).
- Изучение математических методов, представления статистической информации (графики, диаграммы).
- Совместное создание проектов в группах или парах (по темам, предложенным учителем).
- Выполнение индивидуальных проектов по самостоятельно выбранным темам.
Работа над исследовательскими проектами сложная и трудоёмкая, поэтому формирование у детей исследовательских умений и навыков выстраиваю в виде следующей технологической цепочки.
На первом этапе определяются интересные математические факты для каждого ребёнка, его желания их раскрыть, создать мини-проект или исследовательский. На втором этапе формируются проблемы, которые необходимо решить рамках исследования. На следующем этапе – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования.
Например, тема «С математикой по жизни!».
Цель проекта: выяснить, что значит математика в жизни людей, её влиянии на качества личности человека и профессиональную занятость.
Задачи проекта:
- Ответить на вопросы: зачем нужна математика? Что может дать математика каждой отдельной личности?
- Рассмотреть взаимосвязь между математикой и жизнью,
- Найти практическое применение полученных на уроках знаний в своей жизни.
Объект исследования – взаимосвязь математики с окружающим миром, предмет исследования – значимость математики в жизни человека.
Гипотеза: влияет ли математика на качества личности человека и профессиональную занятость.
Следующий этап – раскрытие темы. Конечно, участие учителя необходимо, но на данном этапе нужно предоставить ка можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он смог самостоятельно получить результат.
Например. Ученица 6 класса определилась с будущей профессией и создала дизайн проект своей комнаты и клумбы.
Очень важным этапом является защита проекта, публичное выступление, которое позволяет ребенку реализовать себя. При этом ребенок учится лаконично излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения и радоваться успеху.
Использование данной технологи позволяет развивать как сильных учеников, так и слабых, ведь мир исследований безграничен, и любознательность для учеников – естественная биологическая особенность. В ходе исследования у учащихся формируются несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (выбор темы, разработка идеи, поиск решения);
- информационные (поиск нужной информации в различных источниках);
- коммуникативные (сотрудничество, анкетирование, опросы);
- рефлексивные (понимать смысл и значимость своей работы).
Особое место занимают межпредметные проекты, интегрирующие смежную тематику нескольких предметов. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Учащимися 9 класса были созданы исследовательские проекты «Графики и графика», «Графики функций как искусство» и сложная тема «Графики. Преобразование графиков» была изучена со стороны художественного искусства. Практическим результатом которых стали рисунки, выполненные в стиле графики, дизайнерские приглашения на праздничный концерт. Организация проектного обучения в старших классах осуществляется в рамках математических кружков, свободной самостоятельной деятельности.
Таким образом, выполняя исследовательские проекты, дети самостоятельно открывают для себя новые знания, которые приобретают для них личную значимость, решают возникающие проблемы, делают собственные открытия, что способствует развитию активной, творческой личности.
Список литературы
- Организация проектной деятельности в школе: система работы [Текст] / С. Г. Щербаков [и др.]: под ред. С. Г. Щербакова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
© Чеботарева И. М., 2018