УДК [373.5.016:62]:371.385
С. А. Жарова, С. В. Махова
A. Garova, S. V. Mahova
Жарова Светлана Аркадьевна, учитель технологии, МБНОУ «Гимназия № 62», г. Новокузнецк.
Махова Светлана Васильевна, учитель технологии, МБНОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк.
Garova Svetlana Arkadevna, teacher of technology, MBNOU «Gymnasia № 62», Novokuzneck.
Mahova Svetlana Vasilevna, teacher of technology, MBNOU «Lyceum № 111», Novokuzneck.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROJECT ACTIVITY ON TECHNOLOGY LESSONS IN CONDITIONS OF TRANSITION TO GEF BASIC GENERAL EDUCATION
Аннотация. Тема, затронутая в статье, касается последовательности работы над проектом. Подробно расписаны все этапы выполнения учащимися учебного проекта. Также рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий, обучающихся на каждом этапе выполнения проектного изделия.
Annotation. The topic touched on in the article concerns the sequence of work on the project. All the stages of students’ fulfillment of the educational project are detailed. Also, the issues of the formation of universal training activities, trained at each stage of the design product.
Ключевые слова: учебный проект, проектная деятельность, структура проекта, ФГОС, универсальные учебные действия, критерии отбора, дизайн-спецификация.
Keywords: educational project, project activity, project structure, GEF, universal learning activities, selection criteria, design specification.
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителем задачу формирования у обучающихся системы универсальных учебных действий [1]. Поэтому основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» становится проектная деятельность. Метод учебного проекта включает в себя одну из личностно ориентированных технологий, которая заключается в организации самостоятельной деятельности школьников, сотрудничества и продуктивного общения учащихся, направленных на совместное разрешение проблем, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые подходы, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимых результатов.
При выполнении проекта (продукта труда) внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать разные компетентности учащихся.
Проектная деятельность – это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время – достаточно свободная форма творчества ученика. Учителю необходимо организовать выполнение плана, правил, инструкций и помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные ими на уроках технологии [2].
Проектная деятельность учащихся имеет три этапа: организационно-подготовительный, технологический, заключительный [3].
Что входит в организационный этап?
- Выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта.
- Определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения проекта в соответствии с требованиями программы.
- Составление учащимися совместно с учителем плана работы по проекту (дизайн-спецификация).
- Обучение умениям работать с литературой и другой информацией по теме проекта.
- Разработка конструкции, технологии изготовления объекта труда, плана проведения мероприятий по организации производственно-коммерческой деятельности, экологических работ и т. п.
- Разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов и т. п. для работы над проектом.
Каждый учащийся на первом этапе определяет свои потребности, ставит и формулирует собственные цели, задачи, собирает и перерабатывает первоначальные идеи (ни должны быть многообразны), получает сведения из специальной литературы, интернета. Затем идет уточнение информации, обсуждение с учителем и учениками возможных альтернатив для выбора продукта труда. Учащиеся представляют широкий спектр эскизов. Чем больше количество идей будет отражено на листе, тем лучше и проще будет определить ту единственную идею, которую школьник может выбрать для себя. Далее проводится оценка первоначальных идей по определенным критериям, которые разрабатывает сам учащийся. Оценить идеи можно двумя способами:
- оценка может быть качественной. В этом случае учащийся просто пишет свои комментарии «за» и «против» по отношению к каждой идее;
- оценка может быть количественной. Учащийся присваивает определенное количество баллов каждой идее в соответствии с критериями из дизайн-спецификацией. Каждая идея оценивается по шести бальной шкале (табл. 1). В результате подсчитывается количество баллов и количество комментариев, набранных каждой идеей. Выбирается тот объект труда, который набрал больше голосов «за» и большее количество баллов.
Таблица 1
Критерии оценивания идей
Критерии | Идея 1 | Идея 2 | Идея 3 | Идея 4 | Идея 5 |
Форма | |||||
Назначение | |||||
Материал | |||||
Способ изготовления | |||||
Стоимость | |||||
Всего баллов |
В процессе анализа и синтеза выбранной идеи посредством дальнейшего исследования, экспериментов, учащиеся должны записать все решения, принятые в процессе обдумывания. Завершением этой стадии могут быть чертеж, компьютерная распечатка, модель.
При выборе продукта труда реализуются следующие универсальные учебные действия: познавательные – извлекать, сопоставлять и отбирать информацию, перерабатывать информацию для создания нового продукта; коммуникативные – умение слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, доносить свою позицию до других; регулятивные – решать проблемы поискового характера [1].
Выполнение конструкторско-технологических задач, направленных на реализацию проекта, решает технологический этап.
На данном этапе осуществляется текущий контроль качества выполнения изделия, операций, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, техники безопасности, внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию, самостоятельная работа над объектом труда. Технология изготовления продукта труда, выполняется в графической форме с использованием инструкционной карты.
Таблица 2
Результаты этапов работы
№ п\п | Название операции |
Графическое изображение | Инструменты и оборудование | Примечания |
Каждый этап работы можно фотографировать и вносить в таблицу 2.
На этом этапе формируются УУД: регулятивные – умение осуществлять действия по реализации плана, работать по плану.
Заключительный этап
На данном этапе проводится экономико-экологическое обоснование, мини-маркетинговое исследование. Оформляется пояснительная записка проекта, создаётся презентация с использованием программ Paintbrush, CorelDraw, PhotoShop, PowerPoint и защита проекта.
Учащиеся должен провести испытание и самооценку изделия по своим критериям, написанным в дизайн-спецификации и ответить на главный вопрос: «Удовлетворяет ли изделие потребностям, задачам, описанными в краткой формулировке?», а также оценивается время, затраченное на изготовление продукта труда, и то насколько успешными были каждые этапы выполненного проекта.
На этом формируются следующие УУД: коммуникативные – умение слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; доносить свою позицию до других; регулятивные – определять степень успешности выполнения своей работы; пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки проекта, понимать причины своего неуспеха; соотносить результат своей деятельности с поставленной целью; учиться давать оценку результатам своего проекта [1].
В данной статье мы попытались определить последовательность работы над проектом, расписать все этапы его выполнения учащимися.
Список литературы
- Российское образование: Федеральный портал: Федеральный государственный образовательный стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).
- Синица, Н. В. Технология. Технологии ведения дома: 5–8 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160 с.: ил.
© Жарова С. А., Махова С. В., 2018