САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКА 7 КЛАСС

УДК 373.5:371.388

С. М. Филиппов

S. M. Filippov

Филиппов Сергей Михайлович, учитель физики Колобковской ООШ, Иволгинский район, с. Колобки, Бурятия.

Filippov Sergey Mikhaylovich, teacher of physics of Kolobkovsky OOSh, Ivolginsky district, page. Koloboks, Buryatia.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКА 7 КЛАСС

SELF-WORKING OF THE SCHOOLCHILDREN 7 CLASS

Аннотация. В данной статье представлены материалы, вошедшие в учебное пособие, разработанное для учащихся общеобразовательных школ 7 класса, обучающихся в соответствии с ФГОС ООШ. Пособие содержит более 300 вопросов и задач по всем разделам и темам курса физики 7 класса: Введение. Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия.

Annotation. This article presents the materials included in the training manual developed for students of general education schools of the 7th grade, trained in accordance with the GEF GOS. The guide contains more than 300 questions and tasks on all sections and topics of the course physics grade 7: Introduction. Initial information about the structure of the material. On interaction of bodies. Pressure of solids, liquids and gases. Work and power. Energies.

Ключевые слова: физические явления, физические величины, формулы, единицы измерения, движение, путь, перемещение, время, сила, давление, работа, мощность, энергия.

Keywords: physical phenomena, physical quantities, formulas, units of measure, movement, way, movement, time, force, pressure, work, power, energy.

Предложенное учебное пособие включает в себя 6 контрольных работ и 6 тестовых заданий по всем разделам курса физики 7 класса.

Пособие включает сборник вопросов и задач (Самостоятельная работа школьника (СРШ)) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, а так же программе учебной дисциплины 7 класса общеобразовательной школы.

В данном пособии рассмотрены все вопросы курса физики 7 класса в виде диаграмм, схем, формул и т.д. В полном объеме представлена галерея ученых-физиков и изобретателей. В работе рассмотрены цели и задачи контрольной работы. Представлены критерии оценивания результатов контрольной работы, критерии оценивания, критерии оценок, оценка письменных контрольных работ. Предложены варианты оформления задач. Представлен алгоритм решения задач. Имеются рекомендации по пользователю самостоятельной работой.

Приложение содержит справочные таблицы по различным разделам физики, периодическую таблицу Д. И. Менделеева, таблицу тригонометрических функций, список литературы и интернет – сайтов, а также лист для заметок.

В СРШ представлены вопросы и задачи разных уровней и учебных тем. Данная работа применяется мною для учащихся 7 классов Колобковской ООШ.

СРШ заслушана на РМО учителей физики Иволгинского района, Республики Бурятия и принята к применению в школах района. Аналогичная моя работа заняла I место в республиканском конкурсе методических разработок 2017 г.

Рассмотрим основные разделы, представленные в содержании пособия.

IСодержание (табл. 1).

Таблица 1

Содержание (7 класс)

7 класс
Название Страницы
1 Пояснительная записка 6
2 Цели и задачи контрольной работы 7
3 Критерии оценивания, Критерии оценок Оценка письменных контрольных работ. 8
4 Варианты оформления задач. 9
5 Алгоритм решения задач 10
6 Рекомендации пользователю самостоятельной работой школьника 11
7 Галерея ученых 12-15
Введение (4 ч)
§1 Что изучает физика. 16-17
§2 Некоторые физические термины. 17-18
§3 Наблюдения и опыты. 18

II. Алгоритм решения задач.

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Определите, к какому разделу, какой теме относится эта задача.
  3. Сделайте анализ условия задачи.
  4. Сделайте чертеж, если он необходим.
  5. Запишите в «Дано» данные задачи.
  6. Запишите неизвестные величины.
  7. Сделайте перевод единиц измерения в систему СИ.
  8. Напишите формулы по данной задаче.
  9. Выразите искомые величины через известные величины.
  10. Сделайте вычисления и найдите искомые величины.
  11. Запишите ответ под решением задачи.
  12. Проведите анализ решения задачи. Интерпретируйте ответ.

III. Рекомендации пользователю самостоятельной работой школьника.

  1. Внимательно прочитайте параграф учебника.
  2. Устно ответьте на вопросы после параграфа.
  3. Выполните упражнение к параграфу, если оно имеется.
  4. Выполните дополнительные задания к параграфу.
  5. Расширьте свой кругозор, прочитав рубрику «Это интересно».
  6. По прохождении материала главы, прочитайте ее итоги.
  7. Выполните контрольный тест «Проверь себя».
  8. Ответьте письменно на вопросы СРШ (самостоятельной работы школьника). Заполните пропущенный текст, вставьте недостающие термины, формулы, физические величины, их обозначения и единицы измерения, постройте графики.
  9. Решите задачи из задачников А. В. Перышкина, В. И. Лукашика и Е. В. Ивановой, указанные в разделе «Домашнее задание» СРШ.
  10. Решите ТЕСТЫ в конце СРШ.
  11. По возможности выполните указанные лабораторные работы, пользуясь текстом лабораторных работ учебника или сборником лабораторных работ под редакцией С. М. Филиппова 2017 г. (7-9 класс).
  12. Ответьте на вопросы контрольных тестов, если таковые имеются в конце параграфа или по окончании главы.
  13. Приступайте к ответам на вопросы следующей главы.

Примечание: 1) при решении задач, ответах на вопросы, выполнении тестов, контрольных и лабораторных работ пользуйтесь таблицами из приложения «Таблицы»; 2) после каждых 45 минут занятий делайте физкультминутку.

IV. Галерея ученых.

Пример исторической справки включает информацию о М. В. Ломоносове (рис. 1), Дж. Максвеле (рис. 20).

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Выдающийся русский ученый. Внес огромный вклад в развитие науки, культуры и образования в России. Имеет открытия в физике, химии, литературе и др. науках.

https://www.metod-kopilka.ru/images/doc/25/18900/img9.jpg

Рис. 1. Русский ученый М. В. Ломоносов

Джеймс Максвелл (1831-1879)

Английский физик и математик. Создал теорию электромагнитного поля, предсказал существование в свободном пространстве электромагнитного излучения и его распространение со скоростью света.

http://pozdravlenija-vsem.ru/images/prof/den_nauki/maxwell.jpg

Рис. 2. Английский физик и математик Дж. Максвел

V. Теоретический материал.

В качестве примера можно рассмотреть § 9 Броуновское движение. Материал содержит вопросы к обучающимся и иллюстрации (рис. 3–5).

  1. Что в 1827 г. доказал английский ботаник Роберт Броун, рассматривая в микроскоп споры растений?
  2. Движение мелких твердых частиц в жидкости называют ______ движением, а саму частицу _________.

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/122/121281/img1.jpg

Рис. 3. История открытия

Рис. 4. Причина броуновского движения

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b8381da4f34bc2478562bf858ee565ac&n=33&h=215&w=318

Рис. 5. Модель броуновского движения. Траектория тепловой частицы.

  1. Ответьте на вопрос:

В таком изложении в пособии представлены 69 параграфов

VI. Лабораторные работы.

В качестве иллюстрации приведем лабораторную работу № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра, взаимодействие тел» [2].

Тема из параграфов 30 – «Сила трения», 31– «Трение покоя», 32 – «Трение в природе и технике».

Цель работы: Выяснить, от чего зависит сила трения скольжения, и сравнить ее с силой трения качения.

Приборы и материалы: Динамометр, деревянный брусок, деревянная плоскость, две цилиндрические палочки (круглые карандаши), набор грузов массой по 102 г.

Указания к работе.

  1. Прочитайте в учебнике параграфы 30–32 (рис. 6, 7).

http://images.myshared.ru/10/1001334/slide_6.jpg

Рис. 6. Метод измерения тр [4]