УДК 371.214.273
С. В. Бабич
S.V. Babich
Бабич Светлана Васильевна, учитель математики МОУ «ТСШ № 11», г. Тирасполь.
Babich Svetlana Vasilevna, the mathematics teacher of MOU «TSH № 11», Tiraspol.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
STAGES OF WORK ON THE TECHNOLOGICAL MAP IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF GEF
Аннотация. Статья посвящена проблеме составления технологической карты урока, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. Рассматриваются этапы работы над технологической картой, позволяющие учителям правильно проектировать уроки в соответствии с ФГОС.
Annotation. The article is devoted to the problem of drawing up technological map of the lesson, which allows you to use graphic design to structure the lesson according to the specified parameters. Discusses the stages of routing, allowing teachers to properly design lessons in accordance with GEF.
Ключевые слова: технологическая карта, этапы работы над технологической картой, универсальные учебные действия, уроки деятельностной направленности по целеполаганию, формулировки деятельности учителя и обучающихся.
Keywords: routing the routing, universal educational actions, activity-based lessons focus on goal-setting, the formulation of the activities of teachers and students.
Свою статью мне хотелось бы начать словами Джона Дьюи, который говорил: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Эти слова особенно пронзительно звучат сегодня, когда в системе образования и воспитания грядут большие перемены. В условиях особых профессионально-педагогических умений. Исходя из целей и задач, которые ставит современное общество перед образовательным учреждением и педагогами, требуются принципиальные изменения и в деятельности самого учителя. В первую очередь, эти изменения касаются подхода к конструированию урока.
Всем нам известен сегодня термин «технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся». Однако существует ряд проблем, связанных с составлением этой карты. Из всех представленных в литературе и в интернете технологических карт я остановилась на следующем.
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: ___________________________________________________
- Класс: ________ Дата: _________Предмет_______ № урока по расписанию:
- Темаурока:________________________________________________________
- Место и роль урока в изучаемой теме:_________________________________
- Цель урока:
- Обучающая_______________________________________________
- Развивающая______________________________________________
- Воспитательная___________________________________________
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты
(УУД) |
П-
К- Р- Л- |
При заполнении этой карты используется определенный алгоритм. Этапы работы над технологической картой:
- определение места урока в изучаемой теме и его тип;
- формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные);
- обозначение этапов урока в соответствии с его типом;
- формулировка цели каждого этапа урока;
- определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт деятельности);
- выбор форм работы на уроке (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая);
- подробная разработка деятельности учителя во взаимодействии с деятельностью ученика.
Самым сложным при составлении технологической карты является определение целей на каждом этапе урока и определения тех УУД, которые развиваются на том или ином этапе урока. Наверняка вы сталкивались с такой проблемой. Ну, например, какие УУД формируются на этапе организационного момента или какие УУД формируются на физкультминутке или рефлексии? (ГОСТ Р 52656-2006).
Представляю универсальную таблицу описания формируемых УУД на определенных этапах урока (табл. 1).
Таблица 1
УУД, формируемые на определенных этапах урока
Этапы урока | Формируемые УУД |
1. Оргмомент. Психологический настрой. | Личностные
Коммуникативные |
2. Актуализация знаний. | Познавательные
Коммуникативные Личностные |
3. Изучение нового материала. | Познавательные
Регулятивные Коммуникативные |
4. Физкультминутка. | Регулятивные
Личностные |
5. Закрепление по теме урока. | Регулятивные
Познавательные Личностные Коммуникативные |
6. Итог урока. Рефлексия. | Личностные
Коммуникативные |
Рассмотрим УУД, формируемые на этапе «Организационный момент».
Личностные УУД. Это умение самоорганизоваться, умение настроиться на работу, воспитательный аспект, приветствовать учителя, друг друга при встрече, воспитание вежливости и уважения друг к другу.
Этап рефлексия. Коммуникативные УУД. Ученик высказывает свое отношение к деятельности на уроке, учится слушать других, участвует в коллективном обсуждении при подведении итогов урока, тем самым развивает собственную социальную коммуникативность.
Вторая сложность, с которой мы сталкиваемся при составлении технологических карт, – это целеполагание урока в зависимости от его типа. Во-первых, необходимо сказать, что в соответствии с новыми стандартами появилась новая формулировка типологии уроков (табл. 2) [2, с. 14–18].
Таблица 2
Типология урока
Новая формулировка (ФГОС) | Старая формулировка |
Уроки «открытия нового знания» | Урок формирования знаний |
Уроки рефлексии | Урок совершенствования знаний
Урок закрепления и совершенствования знаний |
Уроки методологической направленности | Урок обобщения и систематизации знаний |
Уроки развивающего контроля | Урок контроля знаний, умений, навыков
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
Так какие же цели мы можем поставить на данных уроках?
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы ( ГОСТ Р 53653-2006) (табл. 3) [1].
Таблица 3
Группы уроков деятельностной направленности
1. Урок «открытия» нового знания. | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. |
2. Урок рефлексии. | Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. |
3. Урок общеметодологической направленности. | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. |
4. Урок развивающего контроля | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. |
Еще одна сложность, с которой столкнулись при составлении технологических карт, – это описание деятельности учащегося и учителя, а именно формулировка деятельности. Раньше в описательном конспекте урока мы просто обозначали те задания, которые планируем предложить учащимся на уроке (решить пример, составить задачу, решить уравнение, построить график и т.д.). Теперь по требованиям новых государственных стандартов учитель должен четко сформулировать и свою деятельность, и деятельность учащихся [3, с. 37–39]. В следующей таблице предложены универсальные формулировки, которые тоже можно использовать при составлении технологической карты (табл. 4).
Таблица 4
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Диктует. Дает: комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей… Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
Записывают определения.
Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Озвучивают тему. Приводят примеры. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) правила. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают доклад, делятся впечатлениями Высказывают свое мнение. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Таким образом, технологическая карта урока по ФГОС – это современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Но результат обучения зависит от учителя, его позиции в преподавании, его методики обучения, его профессионализма.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661 (дата обращения 10.01.2018).
- Логинова, О. Б. Планируемые результаты начального общего образования. Методическое пособие [Текст] / О. Б. Логинова. – М.: Просвещение, 2010.
- Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения. Методическое пособие [Текст] / М. Н. Скаткин. – М. – 1971.
© Бабич С. В., 2018