УДК 373.3:371.025.7
Э. А. Жуковская
E. A. Zhukovskaia
Жуковская Эллина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Подгоренский лицей им. Н. А. Белозорова», г. Россошь.
Zhukovskaia Ellina Alexandrovna, primary school teacher MBSI «Podgorenskiy lyceum name N. A. Belozorov», Rossosh.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
THE USE OF TECHNOLOGY CRITICAL THINKING IN THE FRAMEWORK OF THE GEF IEO
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников. Описаны цели и приемы технологии критического мышления, а также выделение плюсов и минусов в применении технологии критического мышления.
Annotation. The article is devoted to the use of technology of critical thinking in the learning process of younger students. Describes the aims and methods technology critical thinking, as well as highlighting the pros and cons in the use of technology of critical thinking.
Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, цели и приемы развития критического мышления.
Keywords: critical thinking, technology of critical thinking development, goals and techniques of critical thinking development.
Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников. Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие мыслительных способностей младших школьников – это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
В своей практике я использую одну из таких технологий способную решить задачи, поставленные в новых стандартах, это технология развития критического мышления, предложенную в середине 90-х годов XX в. американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить [1].
Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.
Технология критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется.
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках предусматривает деятельностный подход, что является методологической основой федерального государственного образовательного стандарта.
Критическое мышление – это система суждений, при которых у учащихся появляется способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. В идеале такой подход к обучению учащихся обеспечивает нормативную базу знаний и коммуникативных навыков [1].
Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Понимая, что педагог должен развивать любого ученика, согласно индивидуальным способностям, и выявлять творческие возможности каждого в отдельности, важно думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Поэтому, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала необходимо пробудить в ученике стремление к образованию. Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
В ТРКМ синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Это, прежде всего, подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитывающие цели [2].
Технология, открыта к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.
Принципиальными моментами для технологии «РКМ» являются:
- активность субъектов образовательного процесса;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея ценности личности;
- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни [1].
Таблица 1
Восприятие информации
Стадия | Функции |
Вызов | Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Осмысление содержания | Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). |
Рефлексия | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). |
Если посмотреть на три описанные выше стадии (табл. 1) занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление», ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения [1].
Таблица 2
Таблица целей и приёмов технологии критического мышления
Этапы | Вызов | Осмысление | Рефлексия |
Цели | Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся. Формирование мотивации на учебную деятельность. Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности. |
Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым. Освоение способа работы с информацией. Поддержка целей,поставленных на стадии Вызова. |
Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете. Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности. Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете. |
Деятельность учителя | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому | Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям, чтобы внести изменения, дополнения; предлагает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации |
Деятельность учащихся | Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы. | Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. | Ученики соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. |
Приемы | «Мозговой штурм»
Прогнозирование (по портрету, картине) Прогнозирование по ключевым словам Верные и неверные утверждения Перепутанные логические цепочки Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте Кластер Таблица «З–Х–У» |
Чтение текста с маркировкой по методу INSERT
Выделение ключевых слов подчёркиванием Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Таблица «З–Х–У» |
Маркировочная таблица INSERT
Творческая работа – синквейн Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ведение дневника, письмо другу Заполнение кластеров, таблиц Перепутанные логические цепочки |
Результаты | Актуализированный опыт
Активизированное знание Сформированный мотив |
Систематизированное знание
Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова |
Присвоенное знание
Сформированное целостное представление о предмете |
Проанализировав свой опыт работы (табл. 2) по данной технологии, для себя выделила плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.
Плюсы в технологии РКМ:
- Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
- Делать выводы.
- Принимать продуманные решения.
- Технология даёт учащимся возможность размышлять.
- Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.
- Учатся здоровой дискуссии.
- Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.
- Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.
- Удобно ТРКМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет–технологии и др.
- В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.
- Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
Следует отметить, что таких положительных моментов практика определила около 32 пунктов, но есть и минусы.
Трудности, которые появляются, работая в данной технологии.
- Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
- Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
- В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
- Сложность в подборе материала (из разных источников).
- Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.
- Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
И таких пунктов определено 11.
Таким образом, важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
Список литературы
- Агашев, О. И. Критическое мышление: технология развития [Текст] / О. И. Агашев, С. И. Заир-Бек. – 2-е изд., дораб. – СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
- Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
© Жуковская Э. А., 2018